«Телепарк», октябрь 2006
ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ДИНАСТИИ БУДКЕЕВЫХ
В Барнауле не так много династий, где несколько поколений
занимались бы искусством. Династия Будкеевых по праву может претендовать на
одну из самых талантливых и известных. Глава – заслуженный художник России,
член-корреспондент Петровской академии наук и искусства, участник международных
и зональных выставок Михаил Яковлевич Будкеев. Его жена, Мария Ивановна Бурова,
была актрисой краевого театра драмы. Их сын Сергей – музыкант, органист, зав.
Кафедрой искусств БГПУ, его жена Светлана – преподаватель музыкального училища,
а их дочь Екатерина – джазовая певица.
Корреспонденту журнала «Телепарк» удалось поговорить с
самыми музыкальными представителями династии – Сергеем Михайловичем и Екатериной
Будкеевыми. - Скажите, Сергей Михайлович, когда у вас родилась дочь, вы
желали, чтобы она пошла по вашим стопам?
Сергей Михайлович: - Да, мы хотели, чтобы она занималась
музыкой, чтобы как минимум получила начальное музыкальное образование, а дальше
решала сама. Дело в том, что я, как профессиональный музыкант, понимаю: чтобы
всерьез овладеть этой профессией, необходимо учиться в среднем 25 лет: семь лет
в музыкальной школе, четыре в училище, пять в консерватории, три года в
аспирантуре плюс стажировка. Ко всему прочему, профессиональные музыканты – это
редкие люди. Им становится один из тысячи. К тому же зарабатывать концертами и
сейчас крайне сложно. Поэтому мы предложили Кате для начала окончить
музыкальную школу, а потом выбирать свой путь самостоятельно.
- Екатерина, а вы как отнеслись к такому предложению
родителей?
Екатерина: - Надо – значит надо! Так я отреагировала на это
решение. Особого желания я не испытывала, но и не сопротивлялась. Если бы я не
ленилась, училась бы на одни пятерки. Без лени, наверное, учеба не обходится.
Ленятся все.
- А вы, Сергей Михайлович, в юности были прилежным учеником?
Сергей Михайлович: - Я так же ленился. Но лень – понятие
двоякое. Ведь прогресс держится именно на лентяях. Вот вам один из самых ярких
примеров. Человеку надоело ходить пешком, и он изобрел колесо. Иногда
мечтательность и стремление побыть одному необходимо, чтобы сделать рывок.
Отлынивание от занятий – весьма распространенное явление, особенно в детстве.
Нужно просто тактично мотивировать ученика. Палка здесь не поможет. Этот момент
в жизни прошли и я, и моя дочь.
- Интересно, а почему сын известного живописца и театральной
актрисы выбрал именно музыку?
Сергей Михайлович: - Я очень хорошо рисовал, по отзывам
профессиональных художников. Но на семейном совете мы решили, что в семье
художник есть, актриса есть, а вот музыканта нет. Значит, нужно, чтобы был
музыкант! И поэтому меня совершенно логично стали учить музыке.
- У вас, Екатерина, тоже был подобный семейный совет?
Екатерина: - Если говорить о семейном совете, то он у на
продолжается всю жизнь. Дело не в этом. Я увлеченный и разносторонний человек.
Мне надоело играть на фортепиано, и я запела.
- Почему вы выбрали именно джаз?
Екатерина: - Здесь проблема в том, что классическому пению в
Барнауле, к сожалению, раньше трудно было научиться. Существовала проблема с
хорошими педагогами. Джаз мне был интереснее. И сейчас у меня много навыков,
которыми я умело пользуюсь.
- Сергей Михайлович, как вы приняли джазовое амплуа дочери?
Сергей Михайлович: - Я помню, как Екатерина вышла на большую
сцену. Это было в начале 90-х годов на фестивале «Мистер Шлягер». Я сидел в
зале в качестве зрителя. Она отлично спела одна и в дуэте, за что получила
диплом. Мне выступление дочери очень понравилось. Я очень хорошо отношусь к
джазу. Джаз – это сплав заготовок и импровизации. Хороший джазовый музыкант –
это человек, который имеет колоссальный опыт наработок. Но его творческий дух
свободно над этим парит, и он может свободно ими пользоваться. Джаз – это одна из
вершин искусства, но только если он хороший. Однажды Леонида Утесова спросили:
«Какая музыка вам нравится: классическая или эстрадная?» он мудро ответил: «Мне
нравится хорошая музыка и не нравится плохая».
- Вы гордитесь своей дочерью?
Сергей Михайлович: - Среди моих знакомых есть немало Катиных
поклонников. Они ходят на ее концерты, ждут очередных выступлений и хвалят
работу на эстраде. Некоторые даже обижаются, что она в последнее время не
появляется на джазовых фестивалях.
- А почему вас не видно на барнаульских джазовых фестивалях?
Екатерина: - Да как-то не приглашают. Я пою джазовый
стандарт. Это классика жанра. У нас часто встречаются музыканты, которые
избегают стандарта. Для них важна одна импровизация. Мне такое не подходит.
Профессиональный музыкант должен уметь играть как стандарт, так и
импровизировать. Таков настоящий джаз. Сейчас единственный музыкант, с кем я
сотрудничаю, - это пианист Андрей Земсков. Мы вместе работаем просто под рояль.
Пока у нас перерыв. В октябре мы планируем продолжить нашу совместную
концертную деятельность.
- Есть ли у вас семейные традиции?
Сергей Михайлович: - Как таковых традиций нет. Люди
искусства живут и работают по-другому, нежели чиновники и бюджетные работники,
привыкшие к графику с 9.00 до 18.00. Мы не можем заниматься музыкой в
отведенные часы с перерывом на обед и после этого отключиться. Творчество – это
когда даже ночью тебе в голову может прийти идея картины, или трактовка роли,
или интерпретация музыкального произведения. Мы работаем на грани реальности. У
нас нет возможности сформировать устойчивые семейные традиции. Я либо на
гастролях, либо на занятиях, либо готовлю программу. Отец одержимо работает
возле мольберта, жена Светлана работает с учениками-пианистами. Также и дочь.
Мы крайне редко встречаемся в семейном кругу «с бокалом вина и при свечах».
- Но на день рождения вы дарите друг другу подарки?
Екатерина: - О чем вы говорите! Мы можем вообще забыть,
когда у нас день рождения или быть в этот день где-то на другом краю земли. Мы
редко их празднуем и не обижаемся на это. Приятно, если неожиданно поздравят.
Но, как правило, этого друг от друга не ждем.
Сергей Михайлович: - Мы не делаем из этого культа. Я лично ко
дню рождения отношусь совершенно спокойно. Это один из обычных рабочих дней. Редко
встречаюсь с друзьями, но безо всякого особого повода.
- Возможно ли появление вас и дочери в совместной концертной
программе?
Сергей Михайлович: - Это возможно, но не известно когда.
Очень много текущих дел. К тому же должны быть определенные условия. Уже
восьмой год не работает орган. Хотя для органа написаны джазовые произведения.
Это отличная идея – совместить джазовый вокал с органом или клавесином. Это
вопрос времени.
- С какой мелодией ассоциируется у вас дочь?
Сергей Михайлович: - Для меня это сложный вопрос. У меня нет
конкретной закрепленной мелодии. Я всю жизнь занимаюсь музыкой, и у меня в
голове миллионы мелодий. Выделить одну я просто не в состоянии. А потом,
человек же всегда разный.
Екатерина: - Полностью согласна с папой. Сравнивать с одной
мелодией – это значит загнать человека в рамки, а нас в рамки не загонишь. Вы
берете квадратную рамку, а мы уже многоугольные!
ТЕЛЕцитата: «Я не думаю, что столь известная в широких
кругах фамилия как-то сказывалась на моей учебе или дальнейшей карьере. Те
люди, кто посещал папины концерты, дедушкины выставки или спектакли с участием
бабушки, знали просто фамилию Будкеевы. Я этим не пользуюсь. В быту она точно
не помогает. Каждый из нас занимается своим делом профессионально. Так что
ссылаться на фамилию нет смысла. Это просто наше семейное достояние и
гордость». (Екатерина Будкеева)
ТЕЛЕцитата: «Мне нравится, как Катя поет и работает. Можно,
конечно, лучше, ведь предела совершенству нет. Что касается джазового
стандарта, то в этом смысле джаз перекликается с классической музыкой. Даже Бах
говорил: «Чтобы талантливо нарушать правила, нужно их знать». Я считаю, что и в
джазе нужно это правило использовать. Чистой импровизации нет. Это
дилетантство. Моя дочь знает и умеет талантливо нарушать эти правила. Она
работает на уровне высоких профессионалов», (Сергей Будкеев)
|